Ребенок – труженик слова.
Овладение речью – одно из величайших чудес детской психической жизни.
К.И. Чуковский
Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Само появление слова – результат социализации общества, и от окружающих взрослых зависит, возникает потребность ребенка в слове или нет.
По мнению Выготского Л.С. овладение словом отражает, прежде всего, процесс соотношения мышления и речи в сознании ребенка.
В последнее время стойкое и стремительное нарастание речевой патологии отягощается задержкой психического развития. Это категория детей с комплексной формой речевой патологии, при которой нарушены все компоненты языковой системы.
Проблема обогащения и активизации словаря заметно обострилась. Чтобы положительно повлиять на эту ситуацию, проводятся консультации для воспитателей, родителей по развитию словаря. Количественный рост словаря во многом зависит от условий жизни и семейного воспитания, от того внимания, которое взрослые уделяют речевому развитию ребёнка. Но важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать от них новые слова. Обогащение словарного запаса у детей ведётся не изолированно, а одновременно с совершенствованием звукопроизношения и грамматического строя речи.
Чтобы накопление и активизация словаря было интересным для ребёнка, наблюдайте вместе с ним за явлениями природы (дождь, снег, закат, восход), ростом растений, поведением животных и птиц. Комментируйте наблюдения и действия ребёнка задавайте ему вопросы (кто это?, что это?, что он делает?, что произошло?, почему?), попросите присмотреться внимательнее, сделать вывод.
Давайте посильные поручения дома, на даче, в поездке (вымыть чашки, пропылесосить, полить цветы). Проговаривайте названия предмета, его частей, признаки, действия.
Стимулируйте появление вопросов, но не торопитесь отвечать на них.
Дайте ребёнку возможность поискать ответ самостоятельно (спросите, как он думает сам; помогите вспомнить то, что он сам видел, делал).
Показывайте пример культурного общения, поведения в общественных местах, на природе (следить за силой голоса, быть внимательным к окружающим, проявлять уважение и заботу, убирать за собой мусор, не ломать ветки, цветы).
Реализуя поставленные задачи, необходимо опираться на следующие принципы:
✔ индивидуальный подход к каждому ребёнку;
✔ привлечение различных анализаторов;
✔ принцип дозированности заданий и игр;
✔ наглядно-образный характер занятий, игр;
✔ положительный эмоциональный фон;
✔ развитие всех психических функций.
В процессе общения и речевых игр дети научаются:
✔ понимать значение слова;
✔ где и как его применять;
✔ закреплять разные оттенки слова;
✔ грамматически правильно оформлять высказывание с этим словом;
✔ сопоставлять с другими словами (антонимами, синонимами, однокоренными, многозначными);
✔ произносить слово в спонтанной речи в зависимости от ситуации.
Видя результат своего труда, ребенок растет в своих глазах, у него формируется положительная мотивация к познавательной деятельности, возникает потребность больше узнать о мире, повышается самооценка, стремление быть хорошим, нужным, постепенно компенсируется задержка психического развития, то есть в целом формируется фундамент личности. Но бывает так, что ребёнок не проявляет интерес к занятиям, речевым играм, активному общению со сверстниками и взрослыми. Это повод задуматься о причинах такого поведения. Чтобы дальнейшее отставание в развитии речи не привело к более глобальным проблемам (снижение самооценки, неуспеваемость в школе), нужно обязательно обратиться за консультацией к специалистам: неврологу, логопеду, психологу. Вам будет вовремя оказана квалифицированная помощь, которая компенсирует недостатки развития ребенка.
Cоциальный педагог Киреева О.А.