В ГАУ НСО Центр «Виктория» для работы с подростками используются различные методы психокоррекционной работы. Для этого создан специальный игротерапевтический кабинет. В арсенале данного кабинета есть много эффективных инструментов для успешной диагностики, терапии, тренинговой работы. Одним из самых современных, комплексных и востребованных, является комплекс – БОСлаб.
Что такое прибор БОСлаб? Аппаратно-программный комплекс БОСлаб с многоканальными модулями серии БИ используется для профилактики и коррекции широкого круга состояний и пограничных нарушений методами биоуправления; применяется для стресс-менеджмента; тренинга оптимального функционирования; психофизиологических исследований и функциональной диагностики, обучения навыкам релаксации.
Пользователь просматривает фильм, качество показа которого зависит от того, насколько хорошо он выполняет поставленную задачу (условия тренинга). Эффективность работы можно регулировать изменением порогового уровня, записи сигнала.
Что такое БОС-терапия?
Биологическая обратная связь (biofeedback) - эффективный метод восстановительного лечения без использования медикаментов. С помощью специальной технологии подросток учится управлять функциями организма, обычно не поддающимися сознательному контролю. По-другому метод еще называют БОС-терапия, БОС-тренинг, технология адаптивного биоуправления или игровое биоуправление. Суть методики БОС.
Воспитанник в реальном времени, секунда за секундой, наблюдает малейшие изменения параметра своего организма. Например, как пульс становится быстрее или медленнее, напряжение и расслабление мышц, ритмы головного мозга. Одновременно с этим он пытается повлиять на процесс, отслеживая на экране результаты этих попыток.
Во время тренировок подросток отслеживает и запоминает те внутренние усилия, которые ведут к изменению нужного параметра в выбранном направлении. Постепенно формируется способность управлять своими состояниями: правильно дышать и расслабляться, контролировать осанку, тонус мускулатуры и другие параметры организма.
Около 10 процентов населения страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Дети, страдающие этим расстройством, не способны длительно концентрировать внимание на решении различных задач. При отсутствии адекватной коррекции у такого ребенка может развиться более деструктивное расстройство поведения (conduct disorder), которое уже имеет отчетливый антисоциальный характер. В том случае, если не удается контролировать расстройство поведения, особенно в подростковом возрасте, может сформироваться личностное расстройство антисоциального характера (antisocial personal disorder). Многие из пациентов с синдромом дефицита внимания, не имея возможности подтвердить собственную значимость социально приемлемыми способами (успехи в учебе, спорте), стремятся понизить уровень своих социальных контактов и занимают маргинальные социальные ниши.
Однако, несмотря на определенные недостатки, дети с СДВГ могут справляться с обычными для других детей проблемами, их нельзя отстранять от требований, ожиданий и планов, которые применяются к другим детям. Проблемы, связанные с ребенком, вызваны не его «плохим характером», а имеют своей причиной конкретные и, самое главное, корригируемые нарушения в работе головного мозга.
Бета-стимулирующий тренинг, предназначенный для лечения синдрома дефицита внимания, базируется на технологии биологической обратной связи. Включенный в контур биообратной связи через компьютер, пациент обучается навыкам нормализации функционирования определенных структур головного мозга, регулирующих поведение. Устойчивый сдвиг в сторону преобладания в ЭЭГ бета-ритма обеспечивает лечебный эффект.
Показаниями к применению бета-тренинга являются все виды синдрома дефицита внимания с и без гиперактивности. Кроме того, бета-тренинг показал выраженную эффективность при специфических расстройствах развития (нарушение развития способности к арифметическому счету, расстройство развития экспрессивного письма, расстройство развития способности к чтению) и расстройствах поведения.
В зависимости от состояния рекомендуется проведение разного количества сеансов, в среднем курс в 5-25 сеансов обеспечивает выраженный эффект, фиксируемый родителями и учителями. Типичный результат применения бета-тренинга у воспитанника Центра (младшего школьного возраста): Максим С., 9 лет. Ученик третьего (вспомогательного) класса средней школы. Со слов воспитателей и учителей, невнимательно ведет себя на уроках, «ничего не соображает», «не может сидеть спокойно ни минуты», раскачивается из стороны в сторону. Ребёнок много времени тратит на подготовку простых домашних заданий, часто отвлекается, с окружающими, «ведет себя так, как будто специально старается вывести их из себя»; плохо запоминает прочитанное. Единственный любимый предмет в школе - ...
На первом сеансе: постоянно вертится, зевает, отвлекается на посторонние предметы. Говорит, что в школе «неинтересно», «хочется спать», «болит голова». Результаты пробы Шульте на первом сеансе тренинга свидетельствуют о выраженном нарушении способности к концентрации внимания.
Курс составил более десяти сеансов бета-стимулирующего тренинга. Первые 6 сеансов тренинга проводились с частотой 2 раза, затем – 1 раз в неделю. Сеанс включал в себя компьютерные релаксирующие игры, а также бета-стимулирующий тренинг.
Результаты тренинга. Уже после первых сеансов тренинга, по словам педагогов воспитанника, его поведение стало более позитивным, он стал быстрее готовить домашние задания, стало меньше негативизма во взаимодействии с окружающими. На сегодняшний день успеваемость подростка удовлетворительная, поведение стало более конструктивным.
Бета-тренинг является на сегодняшний день самым эффективным немедикаментозным методом коррекции синдрома дефицита внимания. Кроме этого программно-аппаратный комплекс «БОСлаб-профессиональный+», включает в себя, все необходимое для: коррекции нарушений внимания с гиперактивностью; коррекции психоэмоциональных нарушений; профилактики хронического стресса и психосоматических расстройств; профилактики аддикций и девиантных форм поведения; обучения навыкам расслабления.
Педагог-психолог Соколовская Наталия Эдуардовна